(863) 298-56-10

(863) 226-56-10

Продукция

Построение развивающей среды на основе ФГОС дошкольного образования

В 2013 году был утвержден важнейший документ, который регламентирует  отбор оборудования, учебно-методических, игровых материалов для дошкольных учреждений  - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт ДО – совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, это совокупность обязательных требований к любому дошкольному учреждению.

Основные принципы организации развивающей среды в дошкольном учреждении 

Принцип дистанции 

Главное условие взаимодействия взрослых и детей – установление контакта между ними. Развивающая среда создает условия для  общения воспитателя и  ребенка на основе пространственного принципа «глаза в глаза».   Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет «растущая» мебель, высота которой может меняться в зависимости от педагогических задач.

Важно также найти нужную дистанцию для общения с ребёнком, ведь у каждого маленького человечка своя «зона комфорта». Потому размер и планировка помещений должны быть такими, чтобы каждый малыш нашел удаленное место для занятий и самостоятельной активности, или, наоборот,   способствующее тесному контакту  с другими детьми.

Принцип активности

Движение – это жизнь.  В организации жизни детского сада необходимо  максимум внимания уделить пробуждению естественной двигательной активности детей. В этом помогут крупные игровые и дидактические пособия, мягкие геометрические модули из пенополиуретана, обтянутые кожей или таканью, которые дети легко  переставляют в процессе игры и творческого преобразования окружающего пространства.  Интересное решение –  специальная «рисовальная стена» в детском саду!  Дети обожают рисовать на стенах. Зачем их ругать и наказывать, если можно оборудовать специальную «творческую» стену, и пусть себе рисуют на здоровье. На специально оборудованной стене дети могут рисовать мелками, фломастерами и маркерами, создавать индивидуальные и коллективные картины.

Для самых маленьких подойдут красочные дидактические коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью «липучек» или  пуговок могут преобразовываться («бабочка села на цветок», «котенок подошел к дому», и т.д.). Это способствует развитию мелкой моторики у крох.

Принцип стабильности-динамичности

Окружающее пространство должно легко меняться в зависимости от педагогических задач и настроения детей.  Легкие перегородки, которые можно двигать, образуя новые помещения; возможность изменения цветовой и звуковой среды;  многофункциональность предметов, например, мягких модулей, которые могут быть элементами большого конструктора или детской игровой мебелью.

Развивающее пространство  должно помогать ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, а также  видеть прекрасное и обыденное в окружающих его вещах.  Замечательно, когда воспитатель  в считанные минуты  с помощью детей может легко изменить обстановку в группе до неузнаваемости, превращая её то в кабину звездолета, то в научную лабораторию, то в творческую мастерскую, сказочный замок, волшебный сад.

Принцип индивидуального комфорта, эмоционального благополучия ребенка и взрослого

Развивающая среда должна создавать условия для активной деятельности и спокойного отдыха. Поиграл, побегал – нужно отдохнуть! Потому, кроме зон игровой и творческой активности,  у малышей должна быть специально обустроенная зона для релаксации, уголок для уединения, уютная комнатка с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими физическому и психологическому отдохновению. Кроме того, у каждого малыша должно быть свое личное пространство: кроватка со стульчиком и ковриком, свой шкафчик для вещей, собственная чашка, и пр.

Не стоит  забывать  также про воспитателей и персонал детского сада. Желательно, чтобы в ДОО была гостиная для взрослых, куда имеют свободный доступ и  дети, чтобы  воспитатели могли отдохнуть и снять эмоциональное напряжение, которое они ежедневно испытывают в своей нелегкой работе. 

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми такого важного понятия, как  «Прекрасное» начинается с маленьких «кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий.  Потому очень важно разместить в интерьере ДОУ простые и талантливые этюды и эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры.

Принцип открытости-закрытости

Открытость природе -  построение развивающей среды, способствующее единству человека и природы. Это и «живые уголки», и маленькие внутренние дворики с растущими в них  деревьями, кустарниками, цветами, и остекленные оранжереи, и комнатные растения. Открытость культуре – присутствие элементов  настоящей «взрослой» живописи, литературы и музыки. Открытость обществу, когда обстановка детского сада соответствует сути понятия «мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Открытость собственного Я, внутреннего мира ребенка в возможности самореализации в творческой деятельности.

Принцип учета гендерных  и возрастных различий детей

Построение развивающей среды  с учетом возрастных и гендерных различий, предоставление возможности как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с общепринятыми эталонами мужественности и женственности.